История н.э.
Эрзяне под властью белых царей.
После падения крепости у устья Оки в 1220 г. эрзянские власти понимают, что такое положение рано или поздно приведет к потере независимости, которую обеспечивал выход к Волге, позволявший самостоятельное ведение международной торговли. По аналогии с рюриковичами у эрзян появляется "сильная исполнительная власть", которую олицетворял инязор (правитель) Пургаз, на него возлагается вся полнота военной власти. Однако, по сравнению с рюриковичами, так же как и франки в Галлии правившими "чужим" населением (первоначально - "русские народы" - народы, признающие власть рюриковичей и идеологическую монополию православной церкви в своих землях - меря, галинды, ижора, вепсы, мещёра, мурома, постепенно, под влиянием православия, перекованные в "просто русских") и при необходимости нещадно их же и обиравшими, "свой" правитель ограничен в действиях массой родо-племенных демократических традиций, которые не позволяют ему оперативно концентрировать ресурсы для ведения войн, смещать и назначать людей в собственном окружении. Эрзяне неоднократно, в том числе во главе с Пургазом, пытаются отвоевать Нижний Новгород, что оборачивается ответными карательными мерами со стороны рюриковичей, стремившихся тем самым в жесткой форме отучить эрзян считать эту землю своей.
Центр эрзянских земель, Арзамас, был подчинен Московскому царству во время похода Ивана Грозного на Казань. Молодой Грозный вел типичную для завоевателей огромных континентальных земель политику - резко снижал или вовсе отменял в аннексируемых землях налоги, принимал в свое окружение представителей знати присоединяемых народов, строил храмы своей религии. И здесь эрзяне не сопротивлялись. Во первых огромная завоевательная армия отбивала у здравомыслящих людей "идти в лоб". Во-вторых, пережитки родо-племенных отношений - жесткая, ритуализированная социальная структура, клановость объективно не нравятся многим людям. Для них присоединение к большой державе сначала означало не более, чем "ветер перемен", который сдует все старое, отжившее, мешающее талантам.
Принципиально ситуация меняется с началом правления Романовых. Не столько для модернизации своего государства, сколько для содержания огромного аппарата чиновников в царстве, растянувшемся от Чудского озера до Чукотки, они постоянно увеличивают поборы с подданных. Сборщики налогов (надо отметить - сами выходцы из когда-то "русских народов", а ныне просто "слуги царя") особенно злобствуют в землях недоперекованных "инородцев" (живущих на собственной земле, как и сотни поколений их предков). Даже официальные документы свидетельствуют, что это был настоящий разбой. От постоянных карательных походов многие эрзяне скрываются по лесам, где строят землянки, в которых многие семьи, особенно женщины и малые дети в морозные зимы замерзают до смерти не столько от холода, сколько от недоедания.
Дело дошло до того, что масса эрзянского населения, не дожидаясь очередной "продразверстки", в урожайный год, летом, бросает свои поля и на лодках отправляется в добровольное изгнание вниз по Волге, расселяясь по огромной территории от казачьего Дона и Астрахани до самых дальних уголков Сибири. Так, сами того не желая, эрзяне были обращены в "народ имперский", как и многие до них, и многие после них. В тот год поля остались несжатыми, силами наемников царская администрация пыталась собирать зерно даже из под снега поздней осенью, но не преуспела. Естественно, не все уходили, многие пытались бороться, скрываясь по лесам, присоединяясь к восстаниям, самым известным из которых была война Разина.
Проанализировав причины недовольства, доводящего до "опасного для государства" бунта, административный аппарат несколько снижает поборы но одновременно резко увеличивает усилия по полному и окончательному обращению в православие. Эрзяне сопротивляются или принимают христианство формально, продолжая тайно молиться своим богам. Самым действенным для "обрусения" эрзян официальные источники признают смешение населения уже обрусевшего с теми, кто еще не успел это сделать. В Нижегородской губернии начинаются массовые переселения. Взамен бежавших на восток и юг в поселки к оставшимся эрзянам подселяют христиан-крестьян. Позже, в XIX в. этнографы отметят интересное явление: не только эрзяне "обрусевают", но и новопереселенцы "омордвиниваются".